De En

Гунтрам Кайзер на радио Mediametrics: кросс-культурные коммуникации от А до Я

29 января 2019

Все больше компаний осваивают международный рынок и обращаются за продвижением товаров и услуг в новых для себя регионах. Как не оказаться заложником непонимания менталитета иностранных партнеров? Основатель и генеральный директор берлинского PR-агентства KaiserCommunication Гунтрам Кайзер и эксперт Высшей школы государственного управления РАНХиГС Елена Дугина обсудили кросс-культурные коммуникации и особенности вывода продуктов на новые рынки 25 января на радио Mediametrics в программе Филиппа Гурова «Гуров по пятницам».

Оба эксперта сошлись во мнении, что начать освоение иностранного рынка стоит с тщательной разработки стратегии. «Нужно понять, будет ли продукт работать на новом рынке — если да, то в оригинальном или адаптированном виде. Проанализировать обстановку на рынке, конкуренцию, распределение, цены, местные законы и особенности сертификации. Вывод продукта на новый рынок должен быть результатом слаженной работы специалистов по маркетингу и коммуникациям, юристов. Я — немец, и люблю стратегии», — поделился Гунтрам Кайзер.

Эксперты согласились, что, несмотря на культурные различия клиентов из разных стран, под них важно и нужно уметь подстраиваться. Например, заблаговременность в разных странах понимают по-разному. В то время как немцам и британцам не чуждо планирование на месяцы и годы вперед, работа с российскими или американскими клиентами требует большей гибкости. Елена Дугина отметила, что в этом случае помогают самоирония и интерес изучать мир.

Гости программы также поделились самыми шокирующими примерами, с которыми им довелось столкнуться при общении с иностранными партнерами. Так, будучи на практике в Эфиопии в 1984 году, Гунтрам Кайзер оказался удивлен местным обычаем угощать гостей с рук. Для эфиопов это знак дружбы и гостеприимства, приемлемый даже в официальной обстановке, в то время как в Европе это скорее семейная история. Филипп Гуров же вспомнил просьбу за несколько дней организовать пресс-конференцию о запуске нового продукта, поступившую от иностранных партнеров в самом конце декабря. Из-за того, что в Европе нет таких длинных новогодних каникул, клиенту не было очевидно, что такое мероприятие в самом начале года в России — не самый эффективный сценарий.

В программе не обошли стороной и обсуждение этики. Ведущий поинтересовался, почему в Германии PR-агентства нередко отказываются работать с клиентами из таких отраслей, как, например, табачная промышленность или атомная энергетика, а в России, наоборот, гордятся такими проектами. Гунтрам Кайзер подчеркнул, что каждое агентство имеет свой код поведения, свою философию, и сравнил профессию PR-специалиста с работой адвоката: задача обоих — дать платформу для выражения позиции клиента, что не обязательно равно полному совпадению взглядов.

Вопрос подготовки студентов к работе в нынешнем мультикультурном мире также не остался без внимания. Эксперты поделились случаями из преподавательского опыта, советами побольше заниматься PR на практике, проходить стажировки за рубежом, знать иностранные языки и обязательно знакомиться с культурой стран, входящих в сферу профессиональных интересов.

Слушать выпуск полностью: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть?» в передаче «Гуров по пятницам» на радио Mediametrics